Главная » Статьи » О Дагестане

В разделе материалов: 27
Показано материалов: 1-15
Страницы: 1 2 »

История Дагестана | Просмотров: 955 | Добавил: Wanted | Дата: 04.08.2011 | Комментарии (0)



Очень много уникальных мест таит природа Дагестана и раскрывает их только туристам, гостям, которые очень хотят их увидеть и познакомиться с её удивительной природой.

После утомительного путешествия в автомобиле по серпантину гор, наконец попадаешь на Хунзахское плато. Это просто какая то игра природы, казалось бы, чем выше поднимаешься в горы, то можно встретить только возвышенности, ущелья и ручьи внизу у подножья гор и только горы, горы, горы. Нет, и это доказывает красоту и величественность хунзахской равнины среди гор. Хунзахское плато это плоскость, которая находится между горами, абсолютно ровная и гладкая, поверхность без намека на рассеченность и возвышенность.

Налюбовавшись равниной начинаешь спускаться, и первое, что бросается в глаза - это водопад, с края равнины вниз срывается поток воды, особенно водопад впечатляет весной, когда идет таяние снега и много воды.
История Дагестана | Просмотров: 1144 | Добавил: Wanted | Дата: 22.06.2011 | Комментарии (0)

ГЕБЕК-ХАН И ЕГО УБИЙСТВО

После смерти Уммахана аварским повелителем-эмиром был сделан в Хунзахе его брат по отцу, Гебек-хан, матерью которого была грузинка Марьям.

Через небольшой промежуток времени, однако, произошли следующие события. Дочь Мухаммадмирзы, жена покойного Уммахана, Китлиляй вдруг почувствовала страсть к Султанахмад-хану, Дело дошло до того даже, что она направила несколько посланцев и посланий к этому Султанахмад-хану, предлагая, чтобы он сочетался с ней законным браком. В письмах Китлиляй говорилось примерно следующее: «Я хочу, чтобы ты стал моим супругом. Я сделаю все ради того, чтобы убить Гебека, и чтобы власть в Хузахе была, затем передана тебе». От Султанахмад-хана она получила тогда примерно такой ответ: «Я обязательно женюсь на тебе. Но ты постарайся убить хунзахского повелителя».

Китлиляй обрадовалась и призвала себе к Андалава Хунзахского—сына Чупана. Побеседовав с ним, прощупав его настроения, она сказала ему: «Я хочу стать твоей женой. Если ты твердо обещаешь жениться на мне, я уже сейчас буду во всю строить козни, чтобы убить эмира Гебека и передать затем символы власти — пектораль (килада) и корону тебе». Андалав ответил: «Слушаюсь и повинуюсь!». Тут Китлиляй сказала ему: «В такую-то ночь я сделаю так, чтобы Гебек пришел сюда, в мою усадьбу. В ту же ночь приходи и ты. Спрячешься с обнаженным кинжалом за дверью, ведущую в мою большую комнату. Когда кахский раб -гёрги, которому будет поручено убийство, ударит Гебека топором, я сразу побегу к комнате, где будешь находиться ты. Если Гебек—после того, как раб ударит его, бросится вслед за мной, воткнешь кинжал ему в живот, когда он будет пробегать через двери». Андалав ответил «Есть!»

Китлиляй сделала знак: подойти,—своим рабам-воинам {гулам}, среди которых был и некий Иса, намеченный ею для совершения убийства, и сообщила им о своем намерении пригласить Гебека. Китлиляй сказала этим рабам-воинам: «Когда придет эмир Гебек, окажите ему, уважение —снимите с голов шапки и, не садясь, встанете затем позади него. Пусть Гебек думает, что вы стоите из почтения к нему».

В ночь, намеченную для приглашения Гебека, Андалав пришел к Китлиляй. Как то было сказано ему ранее, он встал за дверью, ведущую в ее большую комнату, спрятавшись там. Китлиляй же объявила тут упомянутому выше Исе: «Когда Гебек придет и сядет около меня, я вначале поведу с ним беседу, затем — дважды ударю щипцами по пеплу. При моем третьем ударе ты изо всей силы ударишь Гебека по голове топором, который должен быть у тебя в руках. Ударь при этом так, чтобы голова его раскололась надвое».

Затем Китлиляй послала человека, чтобы тот привел повелителя-эмира Гебека. При этом она сказала ему: «Ты объяви Гебеку: «Китлиляйде приглашает тебя по важному делу. Она не нуждается в тебе». Гебек прибыл.

Когда этот повелитель вошел в помещение, где находилась Китлиляй, ее рабы-воины поднялись якобы из уважения к нему и затем встали позади него. Гебек же сел рядом с Китлиляй. Они начали беседу, и вдруг Китлиляй стукнула по пеплу щипцами, которые были у нее в руке. Через небольшой промежуток времени она стукнула ими вторично. Когда же Китлиляй собралась стукнуть ими третий раз, Иса нанес Гебеку топором сильнейший удар по голове. Китлиляй сразу побежала тут к своей большой комнате. Гебек же, вскочив, обнажил кинжал и с криком: «Что? Для этого ты пригласила меня? Ух, подлая тварь (гурумсак)!» — бросился за Китлиляй, чтобы прибить ее. Когда, однако, Гебек врывался в ту комнату, Андалав вонзил ему в живот кинжал. Там Гебек и умер.

Китлиляй сказала затем своим слугам: «Если спросят: «Почему убили повелителя-эмира?», — вы отвечайте: «За его распутные, развратные намерения».

Упаси нас Аллах от женского коварства! Ухищрения их поистине велики. Ведь недаром сказано в Коране: «О, женщины! Воистину, ваши ухищрения велики!»

Дата убийства эмира Гебека— 1216/1801—802 год. У Гебека была жена, именуемая Чурки сын от нее — Сурхай.

Чурк тайком отправила тогда этого Сурхая к своему верному человеку, Нуричу Большому Тукитинскому, чтобы тот сохранил его. Она боялась, что убийцы отца будут затем строить козни и в отношении мальчика. Во время похорон своего мужа Гебека Чурк продекламировала следующие строки:

Инсул кьибил кьалаб кьурул милъиршо

Кьун арабин дица т1ук1адерихъе.

 Кьолбода рихараб цо лочнол хоно

Аманат т1ук1ал. Щулаго рук1аян!

«Горную ласточку, с которой враждует ее же отцовская родня,

Передала я тукитинцам.

Хранителями соколиного яйца, которое возненавидела своя же родня,

Назначены, таким образом, вы — тукитинцы. Так храните же верность!»
История Дагестана | Просмотров: 605 | Добавил: Wanted | Дата: 03.06.2011 | Комментарии (0)

ПРАВЛЕНИЕ УММАХАНА - СЫНА МУХАММАД-НУЦАЛА

После того повелителем был сделан Уммахан, сын Мухаммад-нуцала. Через небольшой промежуток времени этот Уммахан со своими победоносными войсками вознамерился выступить против города Шемахи, чтобы отомстить его жителям за убийство отца, о котором было упомянуто выше.

Уммахан начал поднимать народ. Вначале он пошел в Игали, оттуда — в Инхо, оттуда — в вилаят Гумбет, оттуда — в вилаят Анди, оттуда—в Ботлих, оттуда—к каратинцам (калалал), оттуда — в вилаят гидатлинцев. Продвигаясь так, Уммахан дошел, наконец, до вилаята Карах. Он, таким образом, отмобилизовал тогда и поднял на битву людей изо всех тех, что названы здесь и иных областей.

Уммахан и его войска остановились затем в местности, именуемой «Боре шутунибтляра». Это—переданная в вакф местность, где откармливали коней останавливавшихся там отрядов, которые поджидали пока люди не примкнут к войску все, до последнего человека.

Во время того похода в названной местности вокруг Уммахана собралось множество воинов. Все они пошли потом к городу Шемахе. Внезапно напав на названный город, воины Уммахана захватили его и, перебив жителей, подожгли; сожжен тогда был город Кухнашахар («Старый город» — Т. А.), находящийся поблизости от современной Шемахи, который, кстати, и ныне хранит следы огня. После того Уммахан и его воины возвратились назад победителями, с добычей в руках, восхваляя и благодаря всевышнего Аллаха.

У Уммахана, когда он объезжал селения, был обычай — останавливаться в мечетях. Он при этом не выбирал себе определенного кунака, а говорил: «Я кунак всего селения». Желание сделать приятное людям, установить равенство между ними — вот, что было мотивом этих его действий. Как прекрасно поступал этот Уммахан!

После того, кстати, победоносный Уммахан завоевал еще много крепостей: крепость Ваханн (Вахан), Гумуш и другие.

Уммахан и его войска находились как-то в Джарском вилаяте. Целью их был поход против города Гянджи: они намеревались, уничтожить население Гянджи и убить гянджинского эмира Джавад-хана и тут вдруг пришло от Аллаха повеление — умереть. Уммахан заболел. Болезнь его заметно усилилась, и тогда он решил возвратить своих воинов в их родные места. Лишь примерно сто особо близких товарищей остались около смертельно больного Уммахана.

Умер Уммахан в городе Бело Каны (Биликан) в усадьбе Абдуллы—сына Халаджа, в 1215/1800—801 году. Похоронен он был там же, в Джарском вилаяте. Над могилой его воздвигли мавзолей.

Говорят: «Распространился слух — причина смерти Уммахана в том, что Джавадхан, эмир Гянджи, передал яд служанке упомянутого Абдуллы, которая подмешала его в еду Уммахана, отчего, мол, он, отравленный, и умер. Мухаммад—сын Абдуллы, сына Халаджа, услышав эти разговоры, развел большой костер и бросил в него ту женщину. Там она и сгорела».

Уммахан оставил после себя: жену по имени Хыстаман-бике, дочь уцмия Кайтага; дочь по имени Баху, которую родила Хыстаман-бике; жену-грузинку по имени Дариджа; дочь по имени Патимат, которую родила Патимат Аксайская, умершую затем в селении Ках во время чумы, могила ее, кстати, и поныне находится там, около дороги; жену по имени Китлилай — дочь Мухаммад-мирзы, своего дяди по линии отца.

Свою дочь Баху-бике. Уммахан выдал за Султанахмад-хана, сына своей сестры и Алисултана — эмира Мехтулы.
История Дагестана | Просмотров: 571 | Добавил: Wanted | Дата: 03.06.2011 | Комментарии (0)

СТАРШИЙ БУЛАЧ И ЕГО СЫНОВЬЯ

Из числа хунзахских повелителей-эмиров известны также:  Старший (Кудияв) Булач и его сыновья — Мухаммад-нуцал и Мухаммадмирза. У Мухаммадмирзы — сына Старшего Булача была жена по имени Патимат, племянница князя Хасаймусы Аксайского. От нее Мухаммадмирза имел дочь по имени Китлилай.

У Мухаммад-нуцала — другого сына Старшего Булача, было две жены: Хыстаман и грузинка Мариям. От первой из них у Мухаммад-нуцала было четверо детей: сын Уммахан и три дочери— Бахтика, Хыстаман и Аймесей. От второй — два сына: Сурхай и Гебек. В 1187/1773—74 году этого Мухаммад-нуцала после всяких там разговоров коварно убили шемахинцы
История Дагестана | Просмотров: 505 | Добавил: Wanted | Дата: 03.06.2011 | Комментарии (0)

Хайдарбек Гиничутлинский


Историко-биографические и исторические очерки Хайдарбека Геничутлинского являются одним из ценных повествовательных источников по истории Дагестана и Чечни. Составлены они во второй половине XIX в. на основании устных и письменных источников местного происхождения, в числе которых были и записки активного участника борьбы с царизмом, шамилевского «генерала» Абакар-дибира из сел. Аргвани Гумбетовского района Дагестана.

Из числа потомков того сына Сураката, по имени Андуник-нуцал, которого Абулмуслим назначил эмиром в Хунзахе, люди знают конкретно лишь Дугри-нуцала. Говорят при этом, что Дугри-нуцал был святым чудотворцем. Могила этого Дугри-нуцала находится на кладбище, именуемом «Квегадатль (Кугадал) хабал» (Квегадатль хабал — одно из хунзахских кладбищ) и люди посещают ее.
История Дагестана | Просмотров: 493 | Добавил: Wanted | Дата: 03.06.2011 | Комментарии (0)

АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. Дагестана. Числ. в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане (Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс. чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост. и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский, гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). Распространён рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 1755 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа наро дов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая числ. в России (вместе с цезскими народами) - 55-60 тыс. чел. Коренное нас. высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на андийских языках (нахско-даг. группа северо-кавказ. семьи), имеющих большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у андийцев, ботлихцев, годоберинцев), рус., азерб. яз. Письменность гл. обр. на рус. и аварск. яз. на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 790 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Рос. федерации в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая числ. (вместе с андийскими народами) - 55-60 тыс. чел. (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе нахско-дагестанских яз. Родственны аварцам, в составе которых Ц.н. учитывались в переписях нас. СССР (кроме переписи 1926). Говорят на цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно владеет аварским, представители среднего и старшего поколений - грузинским яз. Письменность на авар. яз. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 544 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

АГУЛЫ, агул, агулар (самоназв., "жители Агула"), народ в России, коренное нас. Дагестана. Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском р-не (переселенцы 1960-х гг.). Общая числ. 18,7 тыс. чел. Числ. в России 17,7 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 13,8 тыс. Говорят на агульском яз. нахско-даг. группы се-верокавказ. семьи, диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), ко-шанский, буркиханский, фитинский. Распространены лезгинский, азерб., рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 672 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

АНДИНЦЫ, андал, андни, гъва-нал (самоназв.), народ в России. Числ. 25 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, к-рые объединяются в 2 диалекта - верхнеандийский и нижнсандий-ский. Письменность на осн. рус. графики. Распространены аварский, рус. и (среди мужчин) чеченский яз. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 480 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

АХВАХЦЫ, а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая числ. ок. 6,5 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на ахвахском яз., имеющем 2 диалекта: сев. и юж., последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также рус., аварск., азерб. и кумыкский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 561 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

АРЧИНЦЫ, арчи (лакск.), аршиштиб (самоназв.), рочисел (аварск.), народ в России, коренное нас. Дагестана. Живут в басейне. р. Хатар. Числ. св. 1 тыс. чел. В переписях, начиная с 1939, включались в состав аварцев. Язык арчинский нахско-даг. группы северокавк. семьи. Распространены также аварский, лак-ский, рус. яз. Письменность на авар. яз. на основе рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 533 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

БАГУЛАЛЫ, багвалалы, багвалин1(ы, багулал, гаитляло (самоназв., "бедные люди, едящие сырое мясо", "богатыри", "соски"), народ в России (5 тыс. чел.). Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Язык багулальский, имеет говоры: хуштадинский, тлондодинский, тлибишииский. Распространены аварск., рус. яз. Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 439 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

БЕЖТИНЦЫ, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), ка-пуча (груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). Общая числ. 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском яз. Распространены аварский, рус., груз., цезский, гунзибский, гинухскийяз. Письменность на аварск. яз. на осп. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Народы Дагестана | Просмотров: 547 | Добавил: Wanted | Дата: 19.05.2011 | Комментарии (0)

1-15 16-27